План конспект по дисциплине «Строевая подготовка» на тему: Повороты и движение с оружием

image

Скручивания с поворотами корпуса представляет собой отличное упражнение для проработки прямой и косых мышц пресса. В бодибилдинге существует большое количество вариантов выполнения данного упражнения, однако наиболее распространенными из них являются скручивания лежа на полу или римской скамье.

Техника выполнения скручиваний с поворотами корпуса

Основные нагружаемые мышцы: прямая и косые мышцы живота.

Техника выполнения:

  • Займите положение лежа на полу или римской скамье: в первом случае согните ноги в коленях и поставьте их полностью на ступни, а во втором – зафиксируйте ноги под опорные валики;
  • Положите руки на затылок и опуститесь в нижнюю точку упражнения (если выполняете это упражнение на полу, то опуститесь на пол; если используете римскую скамью, то расположите корпус параллельно полу или чуть ниже);
  • Начинайте скручиваться, поднимаясь вверх за счет изолированного усилия мышц пресса, при этом поворачивайте корпус сначала в левую, затем в правую стороны, заводя левую руку за правую ногу, а правую руку – за левую ногу;
  • Поддерживайте невысокий темп выполнения упражнения, в верхней точке амплитуды делайте короткую паузу;
  • Выполните 3 подхода по 15 повторений в каждом.

Практические советы и рекомендации

  • Не используйте силу инерции, а старайтесь выполнять упражнение за счет изолированного усилия пресса;
  • Не сгибайте шею слишком сильно, небольшого поворота корпуса будет вполне достаточно;
  • Не помогайте себе руками и не старайтесь коснуться локтями ног;
  • При выполнении упражнения на римской скамье используйте короткую амплитуду движения – не ложитесь полностью на скамью, а держите корпус параллельным полу;
  • При выполнении скручиваний с поворотом на римской скамье держите спину округленной на протяжении всего рабочего подхода.

Видео по теме: «Скручивания с поворотом на римской скамье»

Видео по теме: «Скручивания с поворотом лежа на полу»

2 251 Admin 19-07-2015 19:39

imageХорошо развитые мышцы живота — необходимый компонент атлетического телосложения. Такой брюшной пресс имеет ячеистую структуру, он крепок и силен, его мышечные жгуты, четко проступая под кожей, делают ее похожей на стиральную доску. Многие новички гадают над тем, могут ли они изменить форму или симметричность мышц пресса (также известны как абдоминальные). Конечно, правильные выступающие мышцы пресса выглядят весьма впечатляюще, но в действительности лишь ограниченное число людей располагает этим даром. Структуру и строение мышц можно лишь улучшить до максимально возможного предела, но человек не может кардинально перестроить то, чем одарила его природа.

В среде любителей теоретического фитнеса существует заблуждение, согласно которому можно добиться превосходного внешнего вида мышц брюшного пресса, выполняя каждый день лишь несколько подходов с подъемом торса из положения лежа или подъемов ног. На самом же деле, если человек обзавелся некоторым жировым слоем вокруг талии, то упражнения для абдоминальных мышц будут просто строить мышечную плотность под жиром. В итоге все усилия окажутся скрытыми от вас самих и окружающих за жировой прослойкой (а для того, чтобы убрать последнюю, придется снизить количество потребляемых калорий и тяжело работать на тренировках).

В течение многих лет спортсмены тренировали мышцы пресса, используя очень высокое число повторений. Теперь же на этот старый метод смотрят весьма скептически, и наиболее эффективной считается система тренировок, состоящая из нескольких упражнений на мышцы пресса с 12—15 повторениями в каждом.

Что же лучше? Оба метода хорошо зарекомендовали на практике, HQ сегодня экономия времени часто выступает в роли весьма важного фактора. Тогда и возникает логичный ответный вопрос: зачем делать больше, когда можно получить аналогичные результаты, выполняя меньшее количество работы? Оптимальное количество повторений — 15—25 в каждом сете.

Регулярные тренировки одних лишь мышц брюшного пресса могут развить их настолько, что они начнут выступать вперед даже больше, чем грудные —- выглядит это, мягко говоря, неэстетично. Поэтому параллельно с проработкой мышц живота уделяйте не меньше внимания укреплению груди.

Фактически же брюшная область очень чувствительна к тяжелым упражнениям, и поэтому высокоинтенсивные тренировки подходят только подготовленным спортсменам. Если же человек со средним уровнем физического развития переусердствует в проработке мышц пресса, это может приостановить его общий прогресс. Фасция брюшного пресса — центр всех нервных путей нашего организма, поэтому сильное переутомление данных мышц вполне способно вывести из строя все тело на короткий срок.

Мышцы. Прямая, поперечная, внешняя и внутренняя косые живота.

Биомеханика. Брюшной пресс образуют четыре группы мышц: прямые, внутренние и внешние косые, а также поперечная. Прямая мышца проходит от верхнего края лобковой кости до грудины и трех нижних ребер. К ней прикрепляются внешние косые мышцы, которые идут по диагонали вниз от нижних ребер. А внутренние косые, наоборот, проходят по диагонали вверх от таза к нижним ребрам. Поперечная — глубокая горизонтальная мышца. Она сокращается, когда работают остальные мышцы пресса, поэтому ее никак нельзя изолировать от напряжения. Она поддерживает внутренние мышцы и участвует в выдохе.

Упражнения

Подъем торса со скручиванием лежа. Работающие мышцы: прямая, поперечная, длинная спинная, квадрицепс. Действия: Лягте спиной на пол (в идеале — на наклонную доску, чем больше угол, тем больше прорабатывается нижняя часть талии). Ступни закреплены, кисти сцеплены за головой. Согните торс вверх, после чего вернитесь в исходное положение (опуская туловище назад, не касайтесь спиной пола или доски, а останавливайте движение за 20—25 см до поверхности). Держите колени слегка согнутыми в ходе выполнения упражнения. Многие опытные «фитнесмены» считают подъемы туловища великолепным средством развития мышц живота, которое способно, даже без помощи других упражнений, «построить» сильный и красивый пресс. В то же время нельзя сводить развитие брюшных мышц только к подниманию торса, ибо в данном случае преимущественное развитие получает верхняя часть пресса, а нижняя остается «в тени». Повторения: 15—20.

Подъем коленей лежа. Работающие мышцы: прямая, поперечная, ягодичные, длинная спинная. Действия: Лягте спиной на пол или наклонную доску, руки вдоль туловища. Медленно поднимите обе ноги, сгибая их в коленях по мере поднимания. Вернитесь в исходное положение, опустив ноги до касания пола и полного их выпрямления. Повторения: 12—15.

Поднимание ног с отрывом поясницы от пола. Работающие мышцы: прямая, поперечная, длинная спинная, ягодичные. Действия: Лягте спиной на пол, руки вдоль туловища. Медленно поднимите ноги (можно слегка согнуть их в коленях), отрывая таз от пола на 10— 15 см. В верхней точке полностью выпрямите ноги. Возвращаясь в исходное положение, не касайтесь пола ногами, а сразу повторите упражнение. Повторения: 12—15.

Сед. Работающие мышцы: прямая, поперечная, длинная спинная, ягодичные. Действия: из положения полулежа, руки чуть согнуты в локтях, приподнимите прямые ноги на 10—15 см от уровня пола. Постарайтесь удержаться в такой позиции 5—10с, используя руки в качестве точек опоры чуть выше поясницы, после чего вернитесь в исходное положение. Повторения: 8—10

Подъем ног в висе. Работающие мышцы: прямая, поперечная, длинная спинная, квадрицепс, портняжная бедра. Действия: Повисните на горизонтальной перекладине, расположенной над головой, кисти на перекладине находятся на расстоянии приблизительно около 75 см. Сохраняя выпрямленное состояние ваших ног, медленно поднимите их, пока они не окажутся в положении, почти параллельном полу; затем опустите и повторяйте. Не позволяйте телу двигаться по инерции за счет раскачивания. Это упражнение прорабатывает очень важный регион нижних частей мышц пресса, который расположен практически у паха. Тем, кто не может выполнить это упражнение с выпрямленными ногами, следует начинать с согнутыми коленями. Начинайте подъем коленей медленно, решительно избегая любого разгона. Подтягивайте колени к области талии в каждом повторении и тяните носки вниз. Через несколько недель регулярных занятий можно переходить к подъему выпрямленных ног. Повторения: 10-14.

Опускание ног в стороны. Работающие мышцы: прямая, поперечная, квадрицепс бедра, внутренняя и внешняя косые, ягодичные. Действия: Лягте на пол, руки вдоль туловища или немного разведены в стороны. Поднимите ноги и согните их в коленях. Затем попеременно опускайте ноги влево и вправо до уровня пола, максимально задействовав мышцы пресса. При хорошем развитии мышц пресса попробуйте более сложный вариант, во время выполнения упражнения несгибайте ноги в коленях, постоянно держите их прямыми. Повторения: 10—12.

Подъемы ног с поворотом на брусьях. Работающие мышцы: прямая, поперечная, квадрицепс бедра, внутренняя и внешняя косые. Действия: Опираясь руками на брусья, повисните на них таким образом, чтобы ноги не касались пола. Удерживая ноги вместе, согните их в коленях и поднимите, чтобы бедра были параллельны, а голени — перпендикулярны полу. Из этого положения поверните корпус и ноги вправо, после чего вернитесь в исходную позицию. Повторите упражнение с поворотом влево. Повторения: 10—12,{banner_st-d-1}

«Скручивания» с поворотом. Работающие мышцы: прямая, поперечная, внутренняя и внешняя косые, длинная спинная. Действия: Лежа на спине (руки за головой или скрестив перед грудью), усилием брюшных мышц оторвите плечи от пола и поднимите корпус по направлению к ногам, но не старайтесь коснуться бедер лбом или грудью. Одновременно с подъемом слегка поверните туловище вправо, после чего частично вернитесь в исходное положение, остановив туловище за 20—25 см от уровня пола. Следующее повторение выполните с аналогичным поворотом влево. Повторения: 15—18.

Повороты торса с попеременным движением ног. Работающие мышцы: прямая, поперечная, квадрицепс бедра, внутренняя и внешняя косые, ягодичные. Действия: Лежа на полу, приподнимите ноги и плечи на 10— 15 см от пола (руки держите на затылке). Выполните поворот туловища влево, одновременно согните правую ногу в колене и подтяните ее к торсу, после чего локтем левой руки коснитесь правого колена. Вернувшись в исходное положение, повторите движения, повернув туловище вправо и коснувшись правым локтем левого колена.

Более простая разновидность данного упражнения выглядит следующим образом: левую ногу слегка закидываете за правую (левую ступню — на правое колено), левая рука лежит на полу, а локоть правой с поворотом туловища в соответствующую сторону касается левого колена «верхней» ноги. Затем положение ног и рук меняется.

Поднимание коленей сидя. Работающие мышцы: прямая, поперечная, квадрицепс, портняжная бедра. Действия:Сядьте на стул или на край скамьи. Придерживайтесь руками за края стула и откиньтесь на спинку. Согните колени и медленно подтяните их к груди. Выпрямите ноги, вытянув их перед собой, после чего вернитесь в исходное положение. Существует более сложная разновидность данного упражнения, которая отличается только исходным положением — лежа с прямыми ногами. Повторения: 10—12.

Повороты туловища стоя. Работающие мышцы: прямая, поперечная, внутренняя и внешняя косые. Действия: Стоя, ноги на ширине плеч, туловище наклонено вперед, руки разведены в стороны. Поворачивая туловище, попеременно касайтесь рукой носка разноименной ноги. Другая рука в это время взмахом идет вверх. Несколько облегченный вариант упражнения — из положения сидя (руки за головой, ноги врозь) повороты торса в стороны с попеременным касанием локтем колена разноименной ноги. Повторения: 18—20.{banner_st-d-2}

«Скручивания» с отягощением. Работающие мышцы: прямая, поперечная, длинная спинная. Действия: Лягте на пол, согните колени под прямым углом. Отягощения (гантель, «блин» от штанги) прижмите к груди. Усилием брюшных мышц начинайте подтягивать верх туловища к бедрам. Амплитуда движения небольшая. Ни в коем случае не пробуйте «сложиться» пополам (до касания лбом коленей) — так (можно травмировать поясницу). Постоянно удерживайте напряжение в прессе, не расслабляйте его в нижней позиции. Не давайте спине касаться пола, пока не завершите упражнение. Повторения: 12—14.

Наклоны в стороны с гантелями. Работающие мышцы: поперечная, прямая, внутренняя и вн шняя косые. Действия: В положении стоя возьмите гантели и опусти руки вдоль туловища. Ноги расставьте примерно на ширине 40 см. Сгибайтесь в талии сначала вправо, затем влево, наклоняяcь как можно ниже. Повторения: 11—12.

Подъемы торса из положения виса на перекладине. Работающие мышцы: поперечная, прямая, широчайшая спины, длинная спинная, грудные. Действия: Повисните на прочной и устойчивой горизонтальной перекладине (желательна подстраховка). Медленно согнитесь в талии вверх в «перевернутом» подъеме торса, после чего опуститесь, возвращаясь в исходное положение.

Сообщить об ошибке Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Сядьте, ноги на ширине плеч, штангу положите на бедра. Поднимите штангу на вытянутых руках над головой, затем опустите ее на основание шеи. Максимально поворачивайте талию из стороны в сторону.

Правила выполнения упражнения

  1. Сядьте на край горизонтальной скамьи, ноги на ширине плеч, штангу положите на бедра.
  2. Возьмите штангу прямым хватом, руки расположены на расстоянии чуть больше ширины плеч. Начинайте поднимать штангу над головой, пока не выпрямите руки.
  3. Теперь опустите штангу за голову, пока она не ляжет вдоль основания шеи. Это ваше исходное положение.
  4. Сохраняя стопы и голову неподвижными, максимально поворачивайте талию из стороны в сторону, чтобы косые мышцы живота чувствовали напряжение. Слишком большое растяжение или скручивание может стать причиной травмы. Совет: Движение должно быть медленным и контролируемым.
  5. Не забывайте дышать во время скручивания корпуса и возвращения в исходное положение.
  6. Повторите рекомендованное число раз.

Альтернативные упражнения

Упражнение «русский твист» со штангой

Составное упражнение на Пресс

Оборудование Штанга

Тяга штанги в наклоне

Составное упражнение на Пресс

Оборудование Штанга

Скалолаз одной ногой с помощью фитбола

Изолирующее упражнение на Пресс

Оборудование Фитбол

Складка с упором в босу

Изолирующее упражнение на Пресс

Оборудование Босу (bosu)

Диагональная планка на четвереньках с помощью босу

Изолирующее упражнение на Пресс

Оборудование Босу (bosu)

Велосипед со скручиванием с помощью мини петли

Составное упражнение на Пресс

Оборудование Мини-петли

Удлиненная планка с фитболом

Изолирующее упражнение на Пресс

Оборудование Фитбол

Скалолаз на босу

Изолирующее упражнение на Пресс

Оборудование Босу (bosu)

Хочу поделиться с вами опытом, приобретенным мной за последние несколько лет, касающимся поворотов в сальсе. Надеюсь, эта статья ответит на некоторые вопросы, возникающие у танцоров, формирующих или совершенствующих навыки вращения.

Для начала давайте определимся с терминами. Не претендую на строгую академичность, постараюсь лишь определить ключевые понятия так, как используют их танцоры.

Пусть вращение – круговое движение тела относительно неподвижной оси. Поворот – это вращение в продвижении, хотя он очень часто среди танцоров употребляется как синоним слову вращение.

Ось – прямая, вокруг которой происходит вращение

Импульс, он же форс – кратковременное приложение силы в определенном направлении.

В сальсе можно выделить три вида поворотов: простые, или разделенные; вращения, или spin turns; и повороты как таковые, то есть вращения в продвижении.

В самом простом виде разделенные повороты – это right и left turns, а повороты в продвижении – inside и outside turns. Тем не менее, в основе этих видов поворотов лежат spin turns, поэтому разберем их подробно.

Spin turns

Эти вращения происходят на одном месте, состоят из подготовки, импульса, непосредственно вращения и остановки.

Импульс

Если импульс берется от скручивания плеч относительно бедер, то мышцы пресса позволяют создать должного уровня сопряжение, и теперь, после того как плечи и бедра приходят в ровное положение, в теле появляется импульс, направляющий поворот.

Итак, для того чтобы взять импульс мы разводим руки в положение free hugs, собирая мышцы груди и всего корпуса. Теперь предстоит самое сложное. Необходимо отпустить сопряжение в одной из рук, противоположной стороне поворота. То есть, если вы поворачиваетесь вправо – в левой руке. Рука сразу направится в нейтральное положение, и в момент, когда она приходит в него, вам необходимо остановить ее мышцами груди и сразу же расслабить их. Поздравляю – импульс в поворот уже в вашем теле! Сопряжение позволяет многократно увеличить силу получаемого вами импульса, а остановка руки грудными мышцами – отправить его в тело.

Положение корпуса и работа стопы. Подготовка

Есть один немаловажный момент, который портит очень многим людям повороты. Этот момент – неверная работа стопы.

Стопа, по сути, это то, на чем вращается весь ваш корпус, поэтому она по праву заслуживает части главы в этой статье. Стопу нельзя отделять от всего поворота, она первая реагирует на смещение рамки. Простым языком это можно определить так: направления стопы и корпуса всегда должны совпадать. В противном случае сразу смещается ось и поворот искажается. Еще важно отметить, что если вес при повороте уходит в середину стопы, то есть на подушечки стопы, то сама стопа во время поворота будет вращаться вокруг этой середины. Не пятка вокруг носка, а носок и пятка вокруг центра.

Для того чтобы сделать правильный поворот очень важно правильно сесть. Вы садитесь на ногу, ваш вес должен приходиться в середину опорной стопы. Это можно легко проверить, вытянув выпрямленную до кончиков пальцев руку по швам. Направление пальцев укажет расположение веса относительно стопы. Далее – просто. Всё в себя, спина прямая, лопатки назад, собрать все мышцы, которые найдете.

Руки перед собой на уровне груди ладонями вниз, кончики пальцев стыкуются в середине груди. Старайтесь сохранять такое положение корпуса в повороте. Если вы планируете создать сопряжение в руках, тогда их лучше вытянуть вперед, сохранив стык в указательных пальцах. Если импульс берется из корпуса, тогда локти лучше согнуть. Начните медленно повторять траекторию будущего поворота, проследите за тем, чтобы стопа вращалась вместе с телом. Молодцы.

Теперь о подготовке.

Следите за объемом в руках. Если при скручивании вы уведете локоть назад, то плечо выйдет вперед и сломает вам весь объем. Корпус станет асимметричным, и скорее всего импульс будет кривым.

Вращение. Фокус

Этот этап, как правило, проходит слишком быстро и незаметно, поэтому описывать развернуто его нет смысла. Важно знать, что ваше состояние и ваша подготовка – 90% поворота. Вращение – результат того, как вы держите корпус и как вы взяли импульс.

Здесь также важно отметить момент концентрации. Для многих спин – это стресс. Поэтому, начав поворачиваться, такие люди напрягают мышцы, встают на носочки, закрывают глаза – в общем, делают все, чтобы испортить себе поворот. В повороте важно быть сконцентрированным, но не напряженным. Это как пользоваться гончарным кругом – любое неверное движение и все. Малейшее искажение или изменение положения или уровня во время поворота может его загубить.

Для того чтобы поворот можно было легче контролировать, а также для того чтобы не грохнуться из спина в обморок был придуман фокус. Фокус – это точка, которую держат во время поворота взглядом. У фокуса есть много преимуществ. В частности, налаживается работа вестибулярного аппарата. Конечно, после определенного количества тренировок. Переносить большое количество поворотов становится гораздо легче, если держишь точку, чем если ее не держишь. Также фокус здорово структурирует весь поворот. Организм знает, откуда он ушел и куда нужно прийти. Это дает ему возможность поворачиваться четче и легче.

Ось

Собственно, теперь о самом главном. Ось вращения – это та прямая, относительно которой поворачивается ваш корпус. Она должна проходить по оси симметрии тела и, если вы стоите на одной ноге в подготовке – по внутренней части этой ноги. Ось важно сохранять прямой. Любой наклон вызывает асимметрию и искажает ось. Поворот с искаженной осью требует дополнительного и совсем другого балансирования. Такие вращения мы трогать не будем.

Поворот во многом определяется тем, где находится его ось. У многих людей эта ось во время вращения расположена на самой опорной ноге. Не сказать, чтобы это было критично, но такой стиль поворотов лишает его обладателя многих преимуществ. Во-первых, время: поворот вокруг ноги имеет больший радиус, поэтому занимает больше времени. Во-вторых, скорость, собственно, по той же причине. Большой радиус не позволяет набрать высокую скорость вращения. В-третьих, баланс: поскольку поворот вокруг ноги длиннее и занимает больше времени, то увеличивается вероятность потери равновесия в нем.

Другими словами, поворот вокруг оси симметрии лучше управляется, он быстрее и четче.

Поворот вокруг ноги часто случается, если человек пытается поворачиваться на цыпочках. Встав на пальцы, он автоматически смещает ось на ногу.

В общем виде, для того чтобы поворачиваться вокруг оси, ваш корпус должен закручивать поворот одной частью (плечо+бедро), и раскручивать его противоположной. Тогда ось останется посередине.

И еще немного о весе. Если во время вращения опустить весь вес тела в пол, но ось также сместится на ногу. То есть, давить во время поворота на опорную ногу не рекомендуется. Во время вращения вес нужно «поднять» в центр корпуса, как если бы вы танцевали твист.

Итак, вкратце перечислим основные принципы вращения:

  • Залог успешного поворота – правильная подготовка. Настройтесь на поворот, сосредоточьтесь, соберите корпус. Сядьте на опорную ногу, вес на подушечке стопы. А теперь поднимите вес над полом, в центр корпуса. Руки перед собой, голова прямо, глаза держат точку. Скрутите плечи либо создайте пружинку. Помните: пружинка держится, пока ваши мышцы собраны.
  • От скручивания корпуса создается сопряжение в нем, если пресс собран. Начните вращение плечами, затем, после того как корпус придет в ровное положение – всей рамкой. Импульс уже окажется у вас в теле. Помните: стопа сама вращается вокруг себя – это залог того, что вы держите ось. Во время вращения переведите голову и поймайте фокус.
  • Чтобы остановить поворот упритесь ногой в пол либо зажмите грудные мышцы и мышцы пресса. Помните: зажатые мышцы гасят импульс
  • Выдохните и улыбнитесь

Спасибо за внимание!

Оригинал статьи на официальном сайте Светланы Рэй.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

October 22nd, 2019, 06:55 pm

Механизм поворота с ГОП: как Char B1 и Strv 103 наводят орудие корпусом

В предыдущей статье я рассказал о принципах работы гидрообъёмных передач с аксиальными и радиальными насосами и моторами. Хотя без этих знаний рассматривать реальные конструкции бессмысленно, всё же голая теория не слишком интересна. Сегодня мы разберём реальные конструкции танковых трансмиссий с гидрообъёмными передачами на примере исторически значимых танков, таких как Char B1. ВНРММВCHARB1ДПВ: image Однопоточные трансмиссии с ГОП Начнём с простого, а именно с трансмиссий, в которых мощность от двигателя к ведущим колёсам идёт по одному потоку. В случае с ГОП это означает, что с двигателем соединяется гидрообъёмный насос, а с ведущими колёсами гидрообъёмные моторы. Хотя применение ГОП в танковых трансмиссиях ассоциируется с современными основными боевыми танками, на самом деле эта идея, как и многие другие, уходит корнями в годы Первой мировой войны. Тогда ещё не обременённые опытом британцы делали первые шаги и не знали, какой тип трансмиссии лучше всего подойдёт для танка, тем более, что трансмиссия ранних «ромбов» была далека от идеала. Шутка ли, она требовала четырёх человек для управления. В 1916 году британцы объявили конкурс на лучшую танковую трансмиссию. Помимо разных вариантов электрических и механических трансмиссий был предложен аксиально-поршневой гидрообъёмный привод Williams-Janney. image Идея подкупала своей принципиальной простотой. Двигатель соединялся с двумя гидрообъёмными насосами, а ведущие колёса вращались гидрообъёмными моторами, по одному на борт. Эта система позволяла бесступенчато изменять скорость каждой гусеницы отдельно для поворотов с любым радиусом. В ней не было ни дифференциала, ни коробки передач, поэтому вождение радикально упрощалось. image Однако адекватно реализовать систему инженеры не смогли. Трансмиссия была слишком большой и не влезала в корпус целиком. В первых «ромбах» двигатель находился прямо в боевом отделении, поэтому внутри было жарко, шумно и душно. А тут новая проблема: необходимо охлаждать трансмиссионное масло. Инженеры решили не жарить экипаж ещё и масляным радиатором и вынесли его в корму. Но даже с отдельным радиатором не удалось удержать температуру на допустимом уровне, в ходе испытаний трансмиссия перегрелась и работала неадекватно. В результате предпочтение было отдано планетарным передачам. image Другой интересный эксперимент затеяли немцы. В 1944 году фирма Zahnradfabrik переделала один Pz.Kpfw.IV под установку аксиальной гидрообъёмной трансмиссии Thoma. Она занимала немного места, поэтому её скомпоновали в корме, переделав корпус под задние ведущие колёса. Видимо, этот танк был задуман как испытательный стенд гидрообъёмной передачи, запуск в производство Pz.Kpfw.IV с новой трансмиссией, конечно, не рассматривался. Немцы не успели испытать прототип, после войны он достался американцам, которые отправили его на испытательный полигон в Абердине. Там танк прошёл испытания, на которых трансмиссия сломалась. Продолжить их было невозможно из-за отсутствия запчастей. Американцы отмечали, что танк хорошо себя вёл при прямолинейном движении, но управляемость в повороте была неудовлетворительной. Вид на рабочее место водителя: image МТО и трансмиссия: image Попытки использовать ГОП в качестве танковой трансмиссии провалились по ряду причин. Во-первых, создать быстроходную, компактную и надёжную гидрообъёмную трансмиссию, которая бы выдерживала большую мощность, оказалось не просто, а ведь в однопоточной схеме вся полезная мощность двигателя идёт через ГОП. Во-вторых, гидрообъёмные трансмиссии, в отличие от гидротрансформаторов, не обеспечивают автоматического изменения крутящего момента и жёстко связывают двигатель с ведущими колёсами. Поэтому связка гидротрансформатора и коробки передач оказалась намного более практичной, став фактически стандартом на современных танках. Однако ГОП пригодились в двухпоточных трансмиссиях. Об этом далее. Двухпоточные трансмиссии с ГОП Идея двухпоточных трансмиссий с гидрообъёмным приводом по сути очень проста. Мощность от двигателя к ведущим колёсам поступает по двум потокам. Первый идёт через коробку передач и гидротрансформатор (при его наличии), через него передаётся большая часть мощности. Второй поток идёт через гидрообъёмную передачу, он передаёт сравнительно немного мощности, поэтому сделать адекватную и надёжную гидропередачу вполне по силам. Затем оба потока суммируются в двух планетарных механизмах, например, в двух планетарных рядах на левый и правый борт, или в двух дифференциалах. Таким образом, ГОП служит лишь для поворота, плавно и бесступенчато изменяя скорости вращения гусениц. А ведь действительно, чем притягательна идея использовать ГОП в танковой трансмиссии? Бесступенчато менять скорость может и связка гидротрансформатора с планетарной КПП, причём работает она куда адекватнее и надёжнее. Зато ГОП позволяет эффективно поворачивать с бесконечным числом радиусов. Но ради этого не обязательно использовать ГОП в качестве заменителя всей механической трансмиссии, достаточно добавить гидрообъёмный привод в механизм поворота. Что и было сделано в двухпоточных трансмиссиях. image В этой области первыми были французы, и пришли они к двухпоточной трансмиссии совсем не от хорошей жизни. В ходе разработки Char B1 они почему-то решили усидеть на двух стульях, а именно: сделать узкий и длинный танк, хорошо преодолевающий окопы, а также разместить основное 75-мм орудие во лбу корпуса. А раз танк узкий, то места для водителя и орудия немного. Чтобы одно не мешало другому инженеры отказались от наведения орудия по горизонтали. Таким образом, орудие наводилось поворотом всего корпуса, а водитель стал ещё и наводчиком. Разумеется, это потребовало очень продвинутой на тот момент трансмиссии, которая бы позволяла совершать точные повороты. image Механизм поворота Char B1 состоит из двух дифференциалов, верхнего и нижнего. Нижний дифференциал соединялся с коробкой передач, его полуоси вращали ведущие колёса. Во время прямолинейного движения мощность шла только через него. Над ним находился второй дифференциал. Его полуоси связывались шестернями с полуосями нижнего дифференциала, причём одна ось непосредственно, а другая через паразитную шестерню: При движении по прямой полуоси нижнего дифференциала вращались с одинаковыми скоростями. Вращались и связанные с ними полуоси верхнего дифференциала, причём за счёт паразитной шестерни в противоположных направлениях. Так как полуоси верхнего дифференциала вращаются с равными скоростями, но в противоположных направлениях, его блок сателлитов остаётся неподвижным. А теперь самое интересное и понятное. С верхним дифференциалом соединена гидрообъёмная передача. Когда водитель наклоняет штурвал, насос начинает прокачивать масло, приводя гидромотор. Если штурвал наклонён влево, то гидромотор вращает ведомый вал в одном направлении, если вправо — то в противоположном, а скорость вращения зависит от угла наклона. Далее происходит следующее. Гидромотор вращает верхний дифференциал. Благодаря паразитной шестерне одна из его полуосей замедляется, а другая ускоряется, соответственно замедляются и ускоряются полуоси нижнего дифференциала. Одна гусеница начинает вращаться быстрее, а другая медленнее, танк входит в поворот. Эта схема замечательна не только тем, что позволяет очень точно задавать радиус поворота. Скорости вращения гусениц зависят от отношения скорости вращения верхнего и нижнего дифференциалов. Значит, чем выше включена скорость в коробке передач, тем больше будет радиус поворота. А если включить нейтраль и наклонить штурвал, то мощность пойдёт только по второму потоку через верхний дифференциал и танк начнёт поворот на месте. Всё месте это значительно облегчает управление танком и даёт возможность очень точно поворачивать корпус для наведения орудия. На полуосях дифференциалов также были тормоза. В случае неисправности гидрообъёмного привода ими можно было тормозить гусеницу и входить в поворот, а если затянуть оба тормоза, танк останавливался. Кроме того, в трансмиссии использовались автоматически выключаемое сцепление, не дающее двигателю глохнуть на низких оборотах, а также трёхвальная коробка передач с хорошим диапазоном скоростей. Трансмиссия Char B1 была одной из самых совершенных конструкций своего времени, настоящий прорыв 20-х годов. Фактически это предтеча трансмиссий многих современных ОБТ. Из-за наличия двух дифференциалов данная схема механизма поворота получила название double differential. Аналогичные по кинематике механизмы поворота до сих пор так называют, хотя они реализованы на бортовых планетарных рядах. Теперь подробно рассмотрим радиальный гидрообъёмный привод Naeder. Он состоял из насоса и мотора, объединённых в один блок. Радиальная схема была выбрана из-за того, что она выдерживала высокий крутящий момент при низких оборотах. В механизме два вала: ведущий 1 и ведомый 2. Ведомый вал вращается мотором М через эксцентрик на подшипнике. Ведущий вал 1 аналогично связан с насосом Н. Жидкость циркулирует по каналам между ними: На схемах выше оси эксцентриков на ведущем валу совпадают с осью самого вала, поэтому он вращается вхолостую и насос не работает. Это показывает поперечный разрез: На разрезе виден восьмиугольник, к нему со всех сторон прижаты поршни. В центре восьмиугольника расположен вал через подшипник. Пока что все оси совпадают и поршни не двигаются. Насос управляется следующим образом. На ведущем валу сидят два восьмиугольника на подшипниках. Между ними и валом есть скользящие вперёд-назад клинья, я выделил их на фрагменте чертежа: Если мы сдвинем клинья вперёд или назад, то оси подшипников сместятся от оси вала и они начнут работать как эксцентрики. Значит, восьмиугольник станет гулять из стороны в сторону по очереди двигая поршни, а насос начнёт прокачивать масло. Это, в свою очередь, заставит поршни гидромотора по очереди толкать эксцентрик и вращать ведомый вал. Наклоном штурвала водитель регулировал смещение осей эксцентриков на ведущем валу и таким образом изменял скорость вращения вала гидромотора. От неё, в свою очередь, зависели скорости полуосей дифференциалов и, в конечном итоге, гусениц танка. Другую двухпоточную трансмиссию с ГОП в годы Второй мировой войны для Пантеры создали немцы. Их реализация намного ближе к современным трансмиссиям, поскольку в ней вместо дифференциалов используются планетарные суммирующие ряды. Выглядит блок механизма передач и поворота весьма солидно: Схема работы: Трансмиссия строится вокруг двух планетарных механизмов, левого и правого. Напомню, что они состоят из трёх вращающихся частей: солнечной шестерни, эпицикла и водила, причём скорость вращения одного элемента зависит от скоростей вращения двух других. Первый поток мощности идёт от коробки передач на эпициклы, я выделил его красным. Второй поток мощности идёт от аксиальной гидрообъёмной передачи к солнечным шестерням (выделено голубым), а водила через бортовые передачи вращают ведущие колёса. При движении по прямой мощность идёт только по первому потоку. Солнечные шестерни стремятся вращать вал, связывающий их с гидрообъёмной передачей. Однако из-за паразитной шестерни одна солнечная шестерня пытается вращать его в одном направлении, а другая — в противоположном, в результате вал заклинивается (подробнее я разбирал этот принцип на механизме поворота Тигра). Чтобы совершить поворот водитель штурвалом наклоняет барабан цилиндров аксиального гидромотора и тот начинает работать. Масло прокачивается по контуру, насосы начинают вращать солнечные шестерни через вал. Из-за паразитной шестерни одна солнечная шестерня ускоряется, а другая замедляется, соответственно ускоряются и замедляются гусеницы и танк входит в поворот. Направление поворота зависит от направления наклона барабана цилиндров гидромотора, а радиус — от угла наклона. Несмотря на совершенно другую реализацию, работает немецкий механизм поворота аналогично французскому. У него тоже радиусы поворота зависят от включённой скорости в КПП, а на нейтрали возможен разворот на месте. Действительно, когда мощность идёт только по второму потоку, солнечные шестерни вращаются в противоположных направлениях. Они стремятся повернуть эпициклы в разные стороны. Но ведь эпициклы связаны общим валом. Получается, этот вал вместе с эпициклами заклинивается и вся мощность идёт на гусеницы, вращающиеся с равными скоростями в противоположных направлениях. После войны на допросе Книпкамп сказал, что две Пантеры с этим механизмом поворота испытывались в течение года. Был выдан заказ на 50 таких трансмиссий, рассматривались планы оснащать вообще все Пантеры двухпоточной трансмиссией с ГОП, однако в 1944 году все работы были остановлены. Книпкамп отмечал, что система с ГОП отличается наименьшими задержками в работе по сравнению со сцеплениями и тормозами. Механизм поворота с ГОП рассматривался и на Е-серии. Вот схема одного из вариантов трансмиссии E-25 с планетарной КПП и ГОП в механизме поворота: Ранние трансмиссии с ГОП давались инженерам с большим трудом. При сборке Char B1 на заводе требовалось тщательно отлаживать каждый гидрообъёмный привод Naeder. Когда началась война, темпы производства подскочили, а качество снизилось, поэтому отмечались случаи выхода гидрообъёмного привода из строя. В этом случае Char B1 мог эффективно вести огонь только из 47-мм пушки и спаренного с ней пулемёта. Немцы потратили несколько лет на эксперименты с гидрообъёмным приводом Thoma, но так и не успели внедрить его в серийное производство. Лишь после войны с развитием технологий гидрообъёмные передачи постепенно начали своё распространение. На Standardpanzer рабочей группы Б была использована трансмиссия с планетарной коробкой передач Pulsgetriebe и гидрообъёмным механизмом поворота. При её создании немцы перемудрили сами себя, ведь даже привод к вентиляторам системы охлаждения планировалось сделать гидрообъёмным! В результате прототип группы Б показал себя менее надёжным и проиграл в конкурсе. Примерно в то же время швейцарцы оснастили свой средний танк Pz 61 двухпоточной трансмиссией с гидробъёмным приводом. Что интересно, они также разработали новую трансмиссию с ГОП и для модернизации старичка Jagdpanzer 38 (t), который состоял у них на вооружении под индексом G 13. А в параллельной вселенной шведы развивали целое семейство безбашенных танков, у которых механизм поворота с ГОП является штатным средством наведения орудия по горизонтали. Испытания показали, что на Strv 103 эта система обеспечивает не меньшую точность наводки, чем традиционные башни. В настоящее время трансмиссии с ГОП давно доведены до ума и используются на многих основных боевых танках.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий